karelia.jpgkolumbia.jpgpooserie.jpgsahara.jpgsayany.jpgudombaj.jpg

Остров Пасхи (Часть 1)

Рапа Нуи (рап. Rapa Nui) или остров Пасхи (нидерл. Paasch-Eyland, исп. Isla de Pascua, нем. Osterinsel, англ. Easter Island) — остров в южной части Тихого океана, территория Чили (вместе с необитаемым островом Сала-и-Гомес образует провинцию и коммуну Исла-де-Паскуа в составе области Вальпараисо). Провинцию возглавляет губернатор, аккредитованный при чилийском правительстве и назначаемый президентом. С 1984 года губернатором острова может стать только местный житель (первым стал Серхио Рапу Хаоа, бывший археолог и музейный хранитель). С 1966 года в поселении Анга Роа каждые четыре года избирается местный совет из 6 членов, возглавляемый мэром. Площадь — 163,6 км². Столица острова и его единственный город — Анга Роа. Всего на острове проживает 5806 человек (на 2012 год).

Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3514 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места — острова Хуан Фернандес (исп. Juan Fernandes) — 2075 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном (нид. Jacob Roggeveen) в Пасхальное воскресенье 1722 года.

Рапа Нуи во многом известен благодаря моаи, или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по поверьям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова — Хоту-Мату’а. В 1888 году остров аннексирован Чили. В 1995 году Национальный парк Рапануи стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Остров окружён маленькими островками: у юго-восточной оконечности — Моту Нуи (рап. Motu Nui) (крупнейший остров, на котором в далёком прошлом избирались военные предводители жителей Рапа Нуи), Моту Ити (рап. Motu Iti), Моту Као Као (рап. Motu Kao Kao) (у этого острова наблюдается магнитная аномалия), у западной оконечности — Моту Таутира (рап. Motu Tautira) и у восточной оконечности — Моту Маротири (рап. Motu Marotiri).

У острова существует несколько названий:
Хититеаираги (рап. Hititeairagi), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi);
Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru);
Мата-ки-те-Раги (рап. Mata-ki-te-Ragi, русск. Глаза, смотрящие в небо);
Те-Пито-о-те-хенуа (рап. Te-Pito-o-te-henua, русск. Пуп земли);
остров Сан-Карлос (исп. Isla de San Carlos), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании;
Теапи (рап. Teapi) — так называл остров Джеймс Кук;
Ваиху (рап. Vaihu), или Ваихоу (рап. Vaihou), встречается вариант Вайгу, — этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер и Лаперуз (в его честь названа бухта на северо-востоке острова).

Очень часто остров называют Рапа Нуи (русск. Большой Рапа), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Название, в основном использовалось китобоями и появилось благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа Ити (русск. Малый Рапа), лежащий в 650 км к югу от Таити, и имеющий топологическое сходство с ним. Само название «Рапа Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) — когда идёт речь о народе или местной культуре.

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого — юго-восточный берег. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы: Рано Кау (рап. Rano Kau) (324 м) рядом с поселением Матавери, хорошо виден даже из космоса. Диаметр кратера Рано Кау — около 1500 метров, глубина — 800 метров. Вулкан имеет симметричную форму и окружён холмистой местностью. Южный склон обрывается в океан. Второй вулкан Пуа Катики (рап. Puakatike) (377 м) и  третий - Теревака (рап. Terevaka) (539 м — высшая точка острова). Самый высокий кратер вулкана Теревака носит название Рано Арои (рап. Rano Aroi) (около 200 м). Собственно «Рано-Арои» — это название озера, заполняющего потухший кратер. Другой кратер Теревака — Рано Рараку (рап. Rano Raraku) (160 м) также представляет собой озеро с большим запасом пресной воды, окружённое зарослями тростника. Диаметр этого кратера — около 650 метров. На внутренних склонах вулканов растительность более обильная. Это объясняется более плодородной почвой, отсутствием сильного ветра и «парниковым эффектом». Всего на острове насчитывается свыше 70 эруптивных центров. Лавовые трубы и набегающие волны создали сотни подводных пещер и изменчивую береговую линию.

Основной источник пресной воды на острове — озёра, образовавшиеся в кратерах местных вулканов. На Рапа Нуи отсутствуют реки, а дождевая вода легко просачивается через почву, образуя подземные воды, текущие в сторону океана. Так как воды на острове не так много, то местные жители в прошлом повсеместно сооружали колодцы и маленькие водохранилища.

Остров вулканического происхождения. Почва образовалась в результате эрозии склонов вулканов. Самая плодородная почва расположена на севере острова, где местные жители выращивают батат и ямс. Самые распространённые горные породы на острове — базальт, обсидиан, риолит, трахит. Отвесные скалы в бухте Лаперуза (местное название — Ханга Хоону) состоят из лавы красного цвета.

Климат острова тёплый, тропический. Средняя годовая температура +21,8°C, самый холодный месяц — август (+19,2°C), самый тёплый — январь (+24,6°C). Остров лежит вблизи южной границы зоны юго-восточных ветров, дующих летом. Зимой преобладают северо-западные, но бывают также юго-западные и юго-восточные ветры. Несмотря на близость к тропикам, климат на острове сравнительно умеренный. Жара случается редко. Это связано с близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием какой-либо земли между островом и Антарктидой. Ветра из Антарктики в июле-августе часто снижают дневную температуру воздуха до +20°C.


Флора
 
Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки, Европы. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев (по другой версии — деревья погибли из-за зафиксированной в этот период времени долгосрочной засухи), которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно, до этого на нём произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа Нуи значительно сократилось.

Одно из вымерших растений — Sophora toromiro, местное название которого торомиро (рап. toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными пиктограммами. Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX—XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

Другое растение острова — тутовое дерево, местное название которого махуте (рап. Mahute). В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая тапа. После появления первых европейцев на острове — китобоев и миссионеров — значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

Корни растения ти (рап. ti, лат. Dracaena terminalis), использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка тёмно-голубого и зелёного цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

Макои (рап. Makoi, лат. Thespesia populnea) использовалось для резьбы.
Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано Као и Рано Рараку — Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII—XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.
 
Фауна
 
До прибытия на остров европейцев фауна острова в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, населявшие Рапа Нуи ранее, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.
Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

 
Загадочные рапануйцы
 
Сформированный серией больших извержений вулканов, остров служил обиталищем морских птиц и стрекоз на протяжении миллионов лет. Его крутые склоны обозначили путь навигации для кораблей отважных полинезийских мореплавателей. Как долго продолжалось их плавание и причины, которые послужили основанием для миграции с их исторической родины, остаются загадкой, на которую мы никогда не будем иметь ответа, но мы можем представить себе их радость при виде этого острова после, возможно, многих месяцев скитаний в открытом океане.

По сопоставлению глоттохронологических и радиоуглеродных оценок, остров был заселён в 300400 годах (по другим данным — около 900 года) н. э. переселенцами из Восточной Полинезии, предположительно с острова Мангарева. Крайней оценкой времени заселения острова является 1200 год — момент исчезновения лесов, определённый радиоуглеродным методом.

По легендам, первые поселенцы прибыли на остров на двух огромных пирогах большими семьями. Легенды повествуют, что именно на песчаном острове Анакена сошёл король Хоту Матуа (рап. Hotu Matua) и приступил к колонизации острова. Раскопки этой области свидетельствуют, что именно этот район может похвастаться одной из лучших коллекций монументов моаи. Путешественники начали строить деревни и дома необычной эллиптической формы. Существует мнение, что такой метод строительства начался, когда вновь прибывшие поселенцы перевернули свои лодки вверх дном, приспособив, их, таким образом, для своего временного жилья. Существовали сотни остатков этих строений на острове в 1800-х годах, но большинство их было уничтожено миссионерами, которые использовали их при возведении оград.

Растения, которые они принесли с собой, хорошо приспособились к почве, обогащённой вулканическим пеплом, и к 1500 году население острова составляло от 7000 до 9000 жителей.

До появления европейцев на острове проживали два различных народа — «длинноухие», которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, строили моаи, и «короткоухие», занимавшие подчинённое положение.

Полагают, что статуи воплощали в себе памятные изображения представителей знатных родов. Тем не менее, моаи не являлись портретами конкретных индивидуумов, хотя возможно, некоторые из них имели какие-то надписи или другие знаки, которые связывали их с определёнными повелителями. Почему они выбрали стилизованный дизайн с угловатым лицом, выступающим подбородком и совсем без ног остаётся одной из величайших тайн Рапа Нуи.

Существуют другие каменные статуи, изготовленные полинезийцами вне пределов острова. В некоторых частях Южной Америки были найдены скульптуры, которые напоминают статую на коленях в Рано Рараку, но ничто в мире не может сравниться с типичным дизайном статуй моаи.

По окончании транспортировки, статуи устанавливали на аху (рап. ahu) - немного наклонённые в сторону моря каменные платформы. Их изготавливали из больших камней разной величины и формы. Камни шлифовали и подгоняли друг к другу таким образом, что они идеально ложились друг на друга. Установленные на побережье, аху требовали таких же инженерно-технических знаний и большого количества рабочей силы, как и создание самих статуй. Именно здесь можно по-настоящему оценить высокое мастерство каменной кладки жителей острова. После установки статуи на аху, происходил завершающий этап изготовления фигуры - установка глаз из кораллов или вулканического стекла. По преданиям, только обретя глаза, моаи мог увидеть то место, где его установили.

Во время восстания короткоухих, состоявшегося предположительно в XVI веке, все длинноухие были истреблены, и их культура утрачена. В дальнейшем восстановить информацию о прежней культуре острова оказалось крайне трудно, остались лишь отрывочные сведения.

О структуре древнерапануйского общества, существовавшего до XIX века, известно очень мало. В связи с вывозом местного населения в Перу, где оно использовалось в качестве рабов, эпидемий из-за болезней, завезённых на остров европейцами, и принятием христианства рапануйское общество забыло о существовавших прежде иерархических отношениях, связях семьи и племени.

В начале XIX века на Рапа Нуи существовало десять племён, или мата (рап. mata), члены которых считали себя потомками эпонимических предков, которые, в свою очередь, были потомками первого короля острова Хоту Матуа. Согласно рапануйской легенде, после смерти Хоту Матуа остров был поделён между его сыновьями, которые дали названия всем рапануйским племенам. Постепенно от существовавших племён выделялись новые. Так, рапануйская легенда рассказывает о появлении племён раа и хамеа, которые проживали на территории племени миру.

Сложность политической географии острова также заключается в том, что ко времени открытия Рапа Нуи племена не проживали исключительно на своей территории. Объяснялось это, прежде всего, межплеменными браками, в результате которых дети могли претендовать на земли своего отца из другого племени или унаследовать владения матери.

Территория племени часто делилась между потомками членов мата ити (рап. mata iti), или небольших кланов, формировавшихся внутри племени. Принадлежавшие им земли представляли собой полоски земли, тянувшиеся от берега до центра острова. Аху на берегу, который был кладбищем и святилищем, указывал на принадлежность территории какому-либо племени.

В древности соплеменники жили в огромных хижинах. Это было подобие родовой общины, которую называли иви (рап. ivi). Роль такой расширенной семьи неизвестна. Но если говорить о полинезийской общине в целом, то можно предположить, что в ней все члены совместно владели землёй (то есть это была общинная, общая земля) и сообща занимались сельским хозяйством.

Помимо племён и родовых общин, которые составляли основу общественной организации рапануйского общества, существовали более крупные объединения, политические по своей сущности. Десять племён, или мата, были разделены на два враждующих союза. Племена запада и северо-запада острова обычно назывались «люди Ту’у» — это название вулканического пика недалеко от Анга Роа. Их также называли мата нуи. Племена восточной части острова в исторических легендах называются «люди Хоту ити».

Система иерархии, существовавшая в прошлом на острове, ныне исчезла. Во главе иерархической лестницы находился арики мау (рап. ariki mau), или верховный вождь, почитавшийся местными племенами в качестве божества. Ниже находились жрецы, или иви атуа (рап. ivi atua), и местная знать, или арики пака (рап. ariki paka). Причём к знати принадлежало всё племя миру. Это крайне противоречило полинезийским обычаям. Необходимо отметить, что в других племенах острова арики пака и вовсе отсутствовали.

На следующей ступени иерархической лестницы находились воины, или матато’а (рап. matato'а), часто претендовавшие на политическую власть. Низшее положение занимали кио (рап. kio), или зависимое население (скорее всего, оно формировалось из членов побеждённого племени). Точное положение ремесленников в этой лестнице неизвестно, но вероятно, что они занимали достаточно высокое место в рапануйском обществе.

Как и на других островах Полинезии, рапануйский король терял свой титул после рождения сына. На деле, король находился у власти в качестве регента до тех пор, пока его сын не становился способным осуществлять свои функции самостоятельно.

Совершеннолетие наступало после женитьбы, после чего прежний король утрачивал свои функции. Точные обязанности рапануйского короля неизвестны. Одной из его основных функций было наложение и снятие табу.

Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых. Самих людоедов на острове называли каи тангата (рап. kai tangata). Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех его жителей.
 
Занятия древних рапануйцев
 
Ко времени заселения полинезийцами в IX—X веках, по данным палинологических исследований кернов из почвы, остров был покрыт густым лесным покровом. В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов.

Раньше полинезийцы, отправляясь на поиски новых островов, всегда брали с собой трёх животных: свинью, собаку и курицу. На Рапа Нуи была завезена только курица — впоследствии символ благополучия у древних рапануйцев. Крыса не является домашним животным, однако и она была завезена первыми поселенцами острова, которые считали её деликатесом.

Воды, окружающие остров, изобилуют рыбой, особенно у скал острова Моту Нуи, где в большом количестве гнездятся морские птицы. Рыба была излюбленной едой древних рапануйцев, а в зимние месяцы даже устанавливалось табу на её вылов. На острове в прошлом использовали огромное количество рыболовных крючков. Некоторые из них делались из человеческих костей. Древний рыболовный крючок из человеческой бедренной кости, состоит из двух частей, соединённых верёвкой. Его называли мангаи иви (рап. mangai ivi), другие крючки были из камня, их называли мангаи кахи (рап. mangai kahi) и в основном использовали для вылова тунца. Крючки из полированного камня были лишь у привилегированных жителей, которых звали тангата ману (рап. tangata manu). После смерти владельца они клались в его могилу. Само существование рыболовных крючков говорит о развитости древнерапануйской цивилизации, так как техника полировки камня довольно сложна, как и достижение таких гладких форм. Часто рыболовные крючки делались из кости врага. По верованиям рапануйцев, так рыболову передавалась мана (рап. mana) погибшего человека, то есть его сила.

Рапануйцы охотились на черепах, которые часто упоминаются в местных легендах. Они так сильно ценились рапануйцами, что даже на берегу сооружались тупы (рап. tupa), которые служили дозорными башнями.

У древних рапануйцев было не так много каноэ (рап. vaka), как, например, у полинезийцев, бороздивших воды Тихого океана. К тому же, явный дефицит высоких и крупных деревьев отразился на технике его производства. У рапануйцев было два типа каноэ: без аутригера, которое использовалось при плавании вблизи берега, и с аутригером, которое использовалось при мореходстве на дальние расстояния.
 
Колонизация
 
Есть гипотеза о пребывании в 80-х годах XV века на тихоокеанских островах (возможно, это Рапа Нуи) флота инков под командованием десятого Сапа Инки Тупака Инки Юпанки (кеч. Tupaq Inka Yupanki). По словам испанца Педро Сармьенто де Гамбоа (исп. Pedro Sarmiento de Gamboa), в эпоху правления Тупака Инки Юпанки у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они (возможно, даже Тупак Инка Юпанки лично) достигли каких-то островов в Тихом Океане. Есть и косвенные подтверждения пребывания инков на острове: легенды местных жителей о прибывшем с востока могущественном вожде по имени Тупа; развалины Аху Винапу (рап. Ahu Vinapu), построенные в классическом стиле архитектуры инков из тщательно подогнанных друг к другу базальтовых блоков неправильной формы; а также тот факт, что тотора, произрастающая в вулканических озёрах Рано Рараку и Рано Кау, появилась там не ранее XIV века, а за пределами острова она растёт только в озере Титикака. Данная гипотеза имеет своё подтверждение в обнаруженной в крови современных рапануйцев ДНК жителей Южной Америки.

Примерно в 1680 году матато’а острова учредили новый культ бога Маке-маке, который, согласно рапануйской мифологии, сотворил человека, а также являлся богом плодородия. Так появился культ птицечеловеков, или тангата ману (рап. tangata manu). Одной из причин его возникновения стал упадок рапануйской цивилизации, связанный во многом с обезлесением острова.

В 1687 году лекарь Лионел Вафер (англ. Lionel Wafer) находился на борту судна «Batchelor’s Delight», которым командовал пират Эдвард Дэвис (англ. Edward Davis). Им была замечена обширная полоса земли, приблизительно на 20°27’ южной широты. Судя по оставленным описаниям, это очень напоминает остров Рапа Нуи. Однако координаты даны очень неточно. Поэтому неправильно приписывать открытие острова Ваферу или Дэвису.

5 апреля 1722 года экипаж главного корабля «Afrikaanse Galley» голландского путешественника Якоба Роггевена заметил на горизонте сушу — это был Рапа Нуи. В тот же день адмирал назвал остров в честь христианского праздника Пасхи. На момент открытия острова Роггевеном на нём проживало около двух—трёх тысяч местных жителей.

На целых 50 лет европейцы забыли о существовании острова. Мореплаватели продолжали искать таинственную Землю Дэвиса, южный континент, найти который так и не удавалось. Тем временем Испания, опасаясь за свои американские колонии, решила аннексировать территории, лежавшие вблизи них. В 1770 году Мануэль де Амат-и-Хуньент (исп. Manuel de Amat y Junyent), колониальный администратор Перу, послал корабль «San Lorenzo» под командованием Фелипе Гонсалеса де Аэдо (исп. Felipe Gonzales de Haedo) к берегам острова, чтобы аннексировать его.

После аннексии Рапа Нуи остров был назван в честь испанского короля Карла III и получил название Сан-Карлос (по имени Святого Карла, небесного покровителя короля). В присутствии островитян была прочитана декларация о протекторате. На самом деле, попытка аннексировать остров провалилась, и в дальнейшем Испания забыла о его существовании и никогда больше не предъявляла на него своих прав.

Английский мореплаватель Джеймс Кук (англ. James Cook) высадился на острове 12 марта 1774 года. Он нашёл остров опустошённым и заметил, что статуи Рапа Нуи идентичны найденным в провинции Манта (Эквадор), а также сравнил их с монументами в Тиауанако. Французский мореплаватель Жан Франсуа Лаперуз (фр. Jean François de La Pérouse) побывал на острове в конце 1787 года. Русский капитан Юрий Лисянский на шлюпе «Нева» посетил остров 1621 апреля 1804 года.

В 1816 году к острову подплыл русский корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего кругосветным морским путешествием. На борту корабля находился немецкий поэт-романтик Адельберт Шамиссо (нем. Adelbert von Chamisso). Однако высадиться на Рапа Нуи русским не удалось из-за враждебности рапануйцев.

1862 год стал переломным в истории Рапа Нуи. В это время экономика Перу переживала период расцвета и всё более нуждалась в рабочей силе. Одним из её источников стал Рапа Нуи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли. 12 декабря 1862 года в бухте Анга Роа причалили 8 перуанских рабовладельческих кораблей. Было схвачено от 1000 до 2000 рапануйцев, среди пленных был король Рапа Нуи Камакои (рап. Kamakoi) и его сын Маурата (рап. Maurata). В Кальяо (исп. El Callao) и на острова Чинча (исп. Islas Chincha) перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек. Только благодаря вмешательству правительства Франции, а также губернатора Таити удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны были быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней, в основном туберкулёза и оспы, домой вернулось только 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к резкому падению численности населения на острове, начались гражданские войны, были забыты прежние принципы общественных отношений, начался голод. В результате численность населения сократилась примерно до 600 человек.

Христианство и, прежде всего, миссионер Конгрегации Св. Сердец Иисуса и Марии Эжен Эйро (фр. Eugene Eyraud) сыграли значительную роль в жизни рапануйцев. Сразу же после высадки на острове в 1862 году миссионер приступил к обучению рапануйцев, и уже через несколько месяцев шесть островитян читали катехизис на французском языке. Однако оставаться в стороне там, где происходит конфликт между правящими кланами, было невозможно. 11 ноября 1864 года Эйро подобрала направленная за ним на остров шхуна.

Спустя 17 месяцев Эйро вернулся на Рапа Нуи с миссионером Ипполитом Русселем (англ. Hippolyte Roussel) и семью мангареванцами. Своим главным центром миссионеры сделали Санта-Мария-де-Рапа-Нуи, объединившую два местечка — Анга Роа и Матавери. Земли около них были выкуплены у местных жителей в 1868 году.

Началось активное обращение рапануйцев в христианство, хотя вожди местных племён долгое время сопротивлялись. 14 августа 1868 года Эжен Эйро умер от туберкулёза. Миссионерская миссия просуществовала около 5 лет. За это время миссионеры учили письму (хотя у них уже была своя иероглифическая письменность), грамоте, боролись с воровством, убийствами, многожёнством, способствовали развитию сельского хозяйства, разводя неизвестные ранее на острове культуры.

В 1868 году англичане сделали попытку вывезти одну статую моаи к себе на родину, но эта задача оказалась им явно непосильной. В конце концов, они бросили эту затею и ограничились небольшим бюстом высотой два с половинной метра, который был установлен в Британском музее в Лондоне. В процессе её транспортировки принимал участие весь экипаж корабля и несколько сотен туземцев.

В 1868 году на острове поселился с разрешения миссионеров агент торгового дома Брандера Дютру-Борнье (фр. Dutroux-Bornier), занявшийся на Рапа Нуи разведением овец. Расцвет его экономической деятельности относится к периоду после смерти последнего законного правителя, сына верховного вождя Маурата, двенадцатилетнего Григорио, умершего в 1866 году.

В конце XIX века у острова причаливало множество кораблей, экипажи которых в основном интересовались объектами искусства рапануйской культуры. В 1871 году мимо острова проплыл русский корвет «Витязь», на борту которого находился русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай. Однако из-за болезни он не смог высадиться на берег.

Первые чилийские корабли были замечены у Рапа Нуи ещё в 1830-х годах, однако тесные торговые связи были налажены только в 1870-х годах. Победив Боливию и Перу в Тихоокеанской войне 18791883 годов, Чили приступила к активной колонизации земель. 9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо (исп. Policarpo Toro Hurtado) высадился на острове и объявил об аннексии Рапа Нуи Чили. Местная церковь перешла под юрисдикцию архиепископа города Сантьяго-де-Чили. В 1898 году вождь Риророко отправился в Чили с жалобой на злоупотребления чилийских властей, однако через несколько дней умер в Вальпараисо. С тех пор на острове Пасхи верховных вождей уже не было.

С первой четверти XX века начались многочисленные научно-исследовательские экспедиции на остров. С марта 1914 по август 1915 года на острове работала экспедиция английской исследовательницы К.С. Раутледж (англ. C.S. Routledge), которая уделила особое внимание изучению каменных погребальных площадок аху и каменных статуй моаи. В 19341935 гг. остров посетила франко-бельгийская экспедиция, в составе которой были такие видные учёные, как Альфред Метро (фр. Alfred Metraux) и Анри Лавашерри (фр. Henri Lavacherry).

С 1914 года чилийское правительство стало назначать на острове губернаторов. Сначала это были преимущественно офицеры, как действующие, так и отставные. С 1953 года остров Пасхи подчинялся командованию чилийского ВМФ. Жителям острова в это время было запрещено покидать пределы Анга Роа или только с письменного разрешения, что значительно ущемляло права рапануйцев. Только в 1956 году условия жизни на острове стали более благоприятными, а местным школьникам было разрешено учиться на материковой части Чили. С 1966 года на острове стали проводиться свободные выборы.

В 1955-1956 годах XX века знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал (нор. Thor Heyerdahl) заново открыл миру остров Пасхи, в том числе экспериментально воспроизвёл силами местных жителей и без применения современной техники вырубку статуи из горы, её транспортировку по острову и установку на пьедестал. Две бригады скульпторов посменно трудились над изготовлением будущей скульптуры. На это у них ушло ни много, ни мало целый год. Так что их изготовление было дело весьма кропотливым.

В книге «Аку-аку» Хейердал выдвинул теорию о том, что остров Пасхи был заселён переселенцами Древнего Перу. Несмотря на то, что рапануйский язык принадлежит к семейству полинезийских, многое указывает на посещение инками острова. Каменные изваяния напоминают найденные в Андах статуэтки. Кроме того, на острове выращивают батат. Именно Тур Хейердал открыл новейшую историю острова. Теория перуанского происхождения древнего населения, однако, также не находит убедительного подтверждения. Генетический анализ населения указывает скорее на полинезийское происхождение, однако точность эксперимента не исключает и возможность перуанского.

Предполагается, что во время культурного расцвета на Рапа Нуи в XVI—XVII веках население составляло от 10 до 15 000 человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями, численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилась до 23 000 человек. Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кук при посещении острова. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения ещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году, времени аннексии острова Чили, на Рапа Нуи проживало 178 человек. По последней переписи 2012 года на острове проживало уже 5806 человек. Плотность населения на острове достигла 36 чел./км² (к сравнению, в Германии — 230, в России — 8,4). Официальный язык на острове — испанский, а также рапануйский. Большинство современных жителей острова (52 %) составляют испаноязычные выходцы с континентального Чили, а также их потомки 2-го и 3-го поколений. 48 % жителей имеют полное или частичное рапануйское происхождение. Доля чистых автохонов имеет тенденцию к уменьшению вследствие их постепенной метисации и испанизации.
 
Деревня Оронго
 
Церемониальная деревня Оронго расположена на краю кратера Рано Кау. Она прославилась своими пейзажами. В деревне раньше проводились церемонии, посвящённые птицечеловеку. В деревне можно найти много булыжников, на которых высечено изображение бога Маке Маке и птицечеловека. Одними из наиболее интересных достопримечательностей в Оронго считаются сотни петроглифов, вырезанные людьми-птицами. Выгравированные в твёрдой базальтовой породе, они пережили время и суровые погодные условия. Высказываются мнения, что петроглифы изображают победителей соревнований по определению человека-птицы. Около 480 таких петроглифов были найдены на острове, главным образом вокруг Оронго.

Ежегодно между представителями всех кланов Рапа Нуи проводились соревнования, в которых участники должны были доплыть до островка Моту Нуи и найти первыми яйцо, отложенное чёрной крачкой, или манутара (рап. Manutara). Причём участники подвергались большой опасности, так как эти воды кишели акулами. Победивший пловец становился «птицечеловеком года» и наделялся сроком на год правом контроля над раздачей ресурсов, предназначенных для его клана. Эта традиция продолжала существовать вплоть до 1867 года.
 
Ронго-ронго
 
Рапа Нуи — единственный остров в Тихом океане, на котором была разработана собственная система письменности — Ронго-ронго (рап. Rongorongo). Запись текстов осуществлялась пиктограммами, способ письма — бустрофедон. Пиктограммы имеют размер в один сантиметр и представлены различными графическими символами, изображениями людей, частей тела, животных, астрономических символов, домов, лодок и так далее.

Первым о существовании дощечек с древними письменами сообщил французский миссионер Эжен Эйро в 1864 году.

Письменность Ронго-ронго до сих пор не расшифрована, несмотря на то, что этой проблемой занимались многие лингвисты. В 1995 году лингвист Стивен Фишер (англ. Stephen Fisher) объявил о расшифровке текстов Ронго-ронго, но его интерпретация оспаривается другими учёными.

В настоящее время существует множество научных гипотез, касающихся происхождения и смысла рапануйского письма. М. Хорнбостель, В. Хевеши, Р. Гейне-Гельдерн полагали, что письмо острова пришло из Индии через Китай, а затем с Рапа Нуи попало в Мексику и Панаму. Р. Кемпбелл утверждал, что эта письменность пришла с Дальнего Востока через Новую Зеландию. Имбеллони и позднее Т. Хейердал попытались доказать южноамериканское индейское происхождение как письменности Рапа Нуи, так и всей культуры. Многие специалисты по острову Пасхи, в том числе и сам Фишер, считают, что все 25 табличек с письменами Ронго-ронго появились на свет уже после знакомства туземцев с европейской письменностью во время высадки на острове испанцев в 1770 году.

При составлении статьи использованы публикации:
1. "Остров Пасхи" (материал Википедии)
2. "Остров Пасхи: история, достопримечательности" (материал сайта Tourist-area.com)
3. "Остров Пасхи" (материал сайта Тонкости туризма)

Научно-документальный фильм Андрея Склярова о строениях на острове Пасхи, Часть 1:

© СВОБОДА ПУТЕШЕСТВИЙ