karelia.jpgkolumbia.jpgpooserie.jpgsahara.jpgsayany.jpgudombaj.jpg

Мозаичная мостовая

Попав на Орлино-Ястребиный перешеек (англ. Eaglehawk Neck), невольно обращаешь внимание на правильной формы булыжники, уложенные ровными рядами вдоль побережья. Это следы давно исчезнувшей цивилизации, однако, официальная версия гласит, что мостовая сложена не людьми, а создана самой Природой.

Перешеек, соединяющий полуостров Тасман (англ. Tasman) и Тасманию (англ. Tasmania) покрыт узором из правильной формы прямоугольных бассейнов с морской водой, и является тем местом на планете, где можно наблюдать то, что именуют Мозаичной мостовой (англ. Tessellated pavement).

Учёные настаивают на том, что Мозаичная мостовая  является редким эрозийным формированием, образовавшимся в плоских осадочных породах, находящихся на берегу океана. Якобы камни сами расслоились на ровные полигональные блоки, которые напоминают плитку или мозаику. Перегородки (или разломы) были сформированы, когда камень растрескивался под действием напряжения земной коры, а затем подвергался воздействию песка и волн.

Всю мозаику классифицируют на два типа формаций: вогнутое, в виде кастрюли и выпуклое, напоминающее буханку хлеба.

Плоские образования представляют собой ряд вогнутых в середине впадин в каждом блоке, которые обычно формируются за пределами береговой линии. Эта часть мостовой высыхает быстрее во время отлива, чем части, примыкающие к берегу моря, что позволяет кристаллам соли продолжать процесс формирования и сегодня. Поверхность разрушается быстрее, чем перегородки, что приводит к увеличению вогнутости.

Выпуклые образования формируются на части мостовой, расположенной ближе к берегу, которая погружена в воду в течение длительного периода времени. Во время отливов эти части мостовой не успевают сильно высыхать, и тем самым снижается уровень кристаллизации солей. Вода несёт песок, выступающий в роли абразива, который, как правило, направляется через перегородки, вызывая их разрушение. Оно происходит в здесь быстрее, чем в остальной части мозаики, оставляя выпуклые структуры. Такую версию выдвинул учёный мир.

Во время отлива обнажаются большие участки Мозаичной мостовой, давая возможность оценить мастерство древних предков. Здесь не покидает ощущение поразительного сходства тасманской мозаики с римской. Их творение выглядит не хуже мощёных тротуаров средневекового города. Правда, есть существенное отличие: здесь в трещинах между камнями можно увидеть маленьких рыбёшек или миниатюрных крабов, которые не успели уплыть вместе с отступившей водой.

Орлино-Ястребиный перешеек тесно связан своей историей с тюремной колонией в Порт-Артуре (англ. Port Arthur). В 1832 году здесь был организован военный форпост для отслеживания попыток бегства заключённых, а собаки находились вдоль всего перешейка, чтобы поднять шум, если почуют беглеца. Пёстрая армия собак подробно и красочно описана в 1840 году:

«Были здесь чёрные, белые, тигровые, серые и страшные, жесткошёрстные и гладкошёрстные, корноухие и вислоухие, худые и мрачные. Каждый четвероногий клыкастый занял бы первое место в конкурсе на уродливость и жестокость».

Порт-Артур закрыли в 1877 году. В настоящее время он действует как туристическая достопримечательность, а на Орлино-Ястребином перешейке и по сей день стоит памятник собакам.

Наряду с Мозаичной мостовой, неподалёку есть и другие необычные геологические образования, в том числе, естественная арка и кальдера.

 

Как добраться

Чтобы попасть на остров Тасмания, сначала необходимо добраться до австралийского Мельбурна. Сюда можно долететь из Бангкока (Aeroflot/Thai Airways, от $650) на JetStar (от $500). Тем, кто не хочет терять время на пересадки в своём самостоятельном путешествии, лучше воспользоваться услугами одного перевозчика (Air China от $1350). В Мельбурне нужно взять билет на самолёт до Хобарта (от $170 в обе стороны).

Добраться до острова можно на одном из паромов в Басс Страйт (англ. Bass Strait), принадлежащих местной компании «ТТ», которая предложит вам несколько туров, отличающихся условиями проживания.

Огромный паром, насчитывает 10 палуб. Будьте готовы к тому, что придётся достаточно долго постоять в очереди, прежде чем сесть на корабль. Паром, как правило, перевозит не только туристов, но и грузовики, автобусы, автомобили. В целом, грузоподъёмность такого судна впечатляет. Палубы со 2-й по 6-ю отводятся обычно под автотранспорт, а, начиная с 7-й палубы, появляются магазины, бары, казино. Для путешественников вдоль салона здесь расставлены кресла со столиками и диваны. Кресла располагаются в специальном отделении, и, хотя стоимость мест на диване выше, спать на них гораздо удобнее.

В настоящее время функционирует два парома под названием «Дух Тасмании» (англ. Spirit of Tasmania). Один из них отправляется в Девонпорт из Мельбурна в 21:00, а второй, наоборот, плывёт в Мельбурн из Девонпорта. В этом случае вам обеспечено достаточно шумное и суетное путешествие с вездесущими непоседливыми детьми и радостными делегатами, поглощающими спиртные напитки и распевающими дружные песни. Немало впечатлений может доставить и внезапно разыгравшийся шторм. Дабы оградить себя в этом случае от холода и лишнего беспокойства, лучше заранее позаботиться о местах в кабине. Кстати, и спать в кабине гораздо лучше. Паром прибывает на Тасманию утром около 7 часов. Корабли Spirit of Tasmania I и II курсируют между материком и островом круглый год без перерыва; в дни особенно большого наплыва туристов им в помощь выделяются дополнительные суда.

При составлении статьи использованы публикации:
1. "Tessellated pavement" (автор duch)
2. "Мозаичная мостовая" (материал сайта RuTraveller)
3. "Tessellated pavement" (материал Википедии)
4. "Eaglehawk Neck, Australia" (материал сайта Atlas Obscura)
5. "Самостоятельное путешествие в Тасманию" (материал сайта НЕтурист)
6. "Тасмания" (материал сайта Itec-travel.ru)
7. "Остров Тасмания" (материал сайта Бэт Тур)

Короткое видео о Мозаичной мостовой:

© СВОБОДА ПУТЕШЕСТВИЙ