karelia.jpgkolumbia.jpgpooserie.jpgsahara.jpgsayany.jpgudombaj.jpg

11 Центр: Паленке (Часть 2)

Тайна астронавта из Паленке

 

Стоит ли удивляться, что столь яркий памятник древнеамериканской культуры, как надгробная плита с загадочным рисунком, вскоре привлёк самое пристальное внимание не только учёных-американистов, но и широкой публики. Не прошло и десяти лет со дня выхода в свет первых статей Альберто Руса о царской гробнице в Паленке, как появились люди, по-своему интерпретировавшие необычайную находку в Храме Надписей. И при этом некоторые из них ссылались на публикации самого Руса. Действительно, в своём первом сообщении о находке в Паленке, опубликованном в широкой печати, А. Рус, касаясь общего облика погребённого в гробнице индивида, писал: «Мы были поражены его ростом, более высоким, чем у среднего индейца-майя сегодняшних дней, и тем, что его зубы не были подпилены или инкрустированы пиритом и нефритом, как это свойственно всем знатным майя. Сохранность черепа настолько плоха, что нельзя решить — был ли он искусственно деформирован или нет. В конце-концов мы пришли к выводу, что этот персонаж мог быть и не майяского происхождения, хотя и ясно, что он закончил свою жизнь в ранге одного из правителей Паленке...».

Этого оказалось достаточным для того, чтобы вокруг гробницы в Паленке поднялась целая волна предположений. Так, например, появилась версия, будто какой-то европеец пересёк Атлантический океан задолго до Колумба и принёс аборигенам Америки свет высокой культуры, управляя в Паленке в качестве обожествлённого монарха. Рождению подобных гипотез во многом способствовали и уже порядком забытые, но неисчезнувшие совершенно из обихода работы некоторых археологов XIX века среди руин Паленке. Таков был, например, граф Жан Фредерик де Вальдек — немного археолог, немного художник и немного авантюрист. Результаты своего кратковременного пребывания в древнем городе он описал в книге «Живописное и археологическое путешествие по провинции Юкатан», появившейся в Париже в 1838 году. Многие его рисунки скульптур из Паленке были в римском и греческом духе. Один из правителей древних майя изображён во фригийском колпаке, а вместо хищных ягуаров присутствовали слоны. Что это? Богатая фантазия или древние культуры на самом деле были связаны?

На почве подобных свидетельств рождались гипотезы о далёких трансокеанских плаваниях цивилизованных жителей древнего Средиземноморья в Америку и о зарождении там очагов высокой культуры под благотворным влиянием извне (Г. Э. Смит, Ф. Перри и др.).

Ещё более поразительные измышления по поводу царской гробницы в Паленке появились в книге «Колесницы богов?» Эриха фон Дэникена, опубликованной в 1968 году. В 1971 году швейцарский писатель и археолог в своём нашумевшем бестселлере «Воспоминания о будущем», (по которому в ФРГ был позднее снят одноимённый фильм) изложил свою точку зрения относительно скульптурных изображений с крышки саркофага в Храме Надписей. «В 1953 году в Паленке...— утверждает Дэникен,— найден каменный рельеф, изображающий, по всей вероятности, бога Кукуматца (в Юкатане он назывался Кукулькан)... Мы видим на нём человека, сидящего наклонившись вперёд, в позе жокея или гонщика; в его экипаже любой нынешний ребёнок узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени. Человек, наклонившись вперёд, обеими руками орудует со множеством непонятных контрольных приборов, а левой пяткой нажимает на какую-то педаль. Он одет целесообразно: в короткие клетчатые штаны с широким поясом, в куртку с модным сейчас японским воротом и с плотно охватывающими манжетами. Активна не только поза у столь отчётливо изображённого космонавта: перед самым лицом у него висит какой-то прибор, и он следит за ним пристально и внимательно». К сожалению, большинство умов людей в 70-х годах XX века не было готово к такой трактовке. Фон Дэникен был высмеян официальной наукой, а его версия была признана чисто дилетантской. Ему часто приходилось слышать неприятные слова о его «непрофессонализме». Учёный мир в своём большинстве вежливо просил его и подобных ему людей не вмешиваться в дела, в которых они ничего «не понимают».

В том же 1968 году, советский писатель-фантаст А. Казанцев подробно изложил ту же самую гипотезу на страницах журнала «Техника — молодёжи».

Не успели утихнуть страсти по поводу космических пришельцев в стране майя, как учёные США поспешили выдвинуть экстравагантную гипотезу об умершем правителе древнего города. В 1975 году на страницах журнала «National Geographic» два известных специалиста по культуре и искусству древних майя, Дэвид Келли и Мерл Грин Робертсон, после анализа изображения на верхней плите саркофага и «прочтения» иероглифических надписей на ней публично объявили о рождении новой научной сенсации. Оказывается, в гробнице Храма Надписей был похоронен ветхий старик в возрасте свыше 80 лет. Его имя «читается» якобы как «Пакаль» (майяск.— «щит») на том основании, что знак щита встречается иногда в надписях на саркофаге. Сославшись на некоторые из календарных дат, высеченных на крышке саркофага, М. Робертсон и Д. Келли утверждали, будто Пакаль был правителем Паленке с 615 по 683 год н. э. Центральную фигуру, запечатлённую на верхней скульптурной плите царского захоронения, они стали считать точным портретом умершего. При жизни Пакаль был, по словам М. Робертсон и Д. Келли, человеком небольшого, почти карликового роста, что также свидетельствовало о физическом вырождении царского рода. И найдя какие-то незначительные искривления пальца на правой ступне изображённого там персонажа, американские археологи объявили Пакаля лицом, страдавшим патологической деформацией ног, что было связано якобы с практикой кровосмесительных браков внутри правящей династии Паленке. Они утверждали также (на основе весьма вольной трактовки некоторых иероглифических надписей), что Пакаль был женат уже с 12-летнего возраста сначала на своей матери, а потом — на родной сестре.

Падкие на сенсацию телевизионные компании и пресса США и
некоторых стран Латинской Америки поспешили разнести пикантные откровения американских учёных по всему свету. И почивший правитель Паленке вновь стал предметом самого пристального внимания и широкой публики и специалистов.

А. Рус, до глубины души возмущённый этими версиями, вынужден был выступить в одном из мексиканских журналов со специальной статьёй-опровержением. Ещё раз тщательно изучив все имевшиеся в его распоряжении факты, Рус установил, что персонаж, погребённый под пирамидой Храма Надписей, был одним из наиболее выдающихся правителей Паленке во второй половине VII века н. э.: он родился в 655 и умер в 694 году. «Этот великий правитель,— продолжает А. Рус,— родился в день 8 Ахав майянского ритуального календаря и соответственно должен был получить имя данного дня, а именно Вошок Ахав на языке чоль — одном из диалектов языка майя, на котором до сих пор говорят индейцы в районе Паленке». Полное имя умершего властителя или же его характерное прозвище пока остаются неизвестными. Однако нет никаких оснований называть его Пакалем («Щитом»). «В действительности, — подчёркивает А. Рус,— щит (обычно с маской солнечного божества) служил символом власти, который имели многие персонажи, изображённые на стелах и рельефах во многих городах древних майя, включая и Паленке... В качестве иероглифа щит известен в надписях из многих майянских центров и употребляется там в самых разных значениях». Повторное изучение скелета правителя мексиканскими антропологами подтвердило, что умерший был рослым (1,73 метра) и крепким мужчиной в возрасте около 40 лет без каких-либо следов, патологических врождённых дефектов. «Поэтому,— говорит А. Рус,— абсолютно лишено оснований мнение, будто он был косолапый, а его правая ступня демонстрирует врождённое искривление, связанное с практикой кровосмесительных браков в правящей династии Паленке. Предполагаемая деформация ступни в действительности вполне объяснима намерением древнего скульптора поживее изобразить её позади левой ступни, которая помещена на переднем плане». Не может также быть и речи о том, что великий правитель Паленке был хилым, сгорбленным карликом. Внушительный даже по нашим стандартам рост в 1,73 метра должен был казаться древним обитателям города поистине гигантским, поскольку средний рост индейца майя составляет, по сведениям этнографов, не более 1,5—1,6 метра. Дважды осуществлённые мексиканскими антропологами тщательные исследования костных останков человека, погребённого в гробнице Храма Надписей, со всей очевидностью доказали, что в данном случае речь идёт о персонаже в возрасте до 50 лет.

Со своей стороны, М. Робертсон и Д. Келли строят свои выводы о «преклонном» (свыше 80 лет) возрасте «Пакаля» исключительно на туманном толковании некалендарных иероглифических текстов из гробницы, чтение которых на современном уровне наших знаний весьма проблематично.

Антропологи, буквально по кусочкам собрав из обломков череп умершего правителя, смогли доказать, что его голова была спереди искусственно деформирована, а зубы — фигурно подпилены, как того и требовали каноны майянской красоты. Следовательно, перед нами — типичный индеец майя. Очень странно, но поначалу Рус заявлял, что череп не деформировался, а зубы не инкрустировались. Что заставило его изменить своё мнение двадцать три года спустя? Почему он не сказал об этом в 1952 году? Завершая критический разбор многочисленных гипотез по поводу гробницы в Храме Надписей, А. Рус открыто подчеркнул, что в теорию о пришельцах из космоса не верит и не видит оснований эту версию развивать.

В 1976 году, Рональд Стори опубликовал свой труд «Космические боги разоблачены», в котором подробно разобрал версии фон Дэникена. В главе «Астронавт из Паленке» он обратил особое внимание на изображение загадочной фигуры, на основании которого фон Дэникен сделал своё предположение, и заключил, что «отдельные детали были скрыты от невооружённого взгляда». При проведении полномасштабного исследования стало ясно, что на человеке на картине нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запечатлён в «состоянии остановки между двумя мирами, миром живых и миром мёртвых». Он не облачён ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажён, на нём надеты только украшения, а кожа расписана орнаментом. Это изображение полностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.

В фильме "Назад в будущее" так же утверждается, что на плите изображён одноместный космический корабль.

Советский историк В. Гуляев, расположивший рисунок вертикально, так истолковал изображение: "В нижней части нарисована страшная маска, уже одним своим видом напоминающая о смерти: лишённые мягких тканей челюсти и нос, огромные пустые глазницы с небольшими серпиками внутри (так называемое "божье око") и обнажённые клыки. Верх этой маски венчают четыре изображения. Два из них в культуре майя символизируют смерть, а два других, наоборот, наводят на мысль о рождении и жизни (зерно кукурузы и нечто, напоминающее её початок либо какой-то цветок). На макушке этого чудовища сидит, откинувшись назад, молодой красавец в богатом головном уборе, украшенном драгоценностями. Кажется, что он одет в куртку с поясом и клетчатые штаны, но это не так, ведь майя не знали такой одежды. В действительности на нём только набедренная повязка, а остальные части тела нагие. Его оплетают ветви какого-то фантастического растения, вырастающего из пасти маски смерти. Он напряжённо смотрит вверх, в направлении странного крестообразного предмета, который наверняка является стилизованным изображением почитающегося в культуре майя древа жизни - ростка кукурузы. Поперечину этого креста обвивает двуглавая змея. Из пастей её голов "вырастают" забавные маленькие человечки в масках бога дождя. Эта символика полностью соответствует догматам религии майя, по которым змея всегда связана с небом и приходящей с него водой - дождём. Наконец, наверху этого креста-кукурузы сидит священная птица кетцаль, длинные изумрудного цвета перья которой считались в древние времена самым ценным украшением на головах правителей и жрецов майя. Птица украшена маской бога дождя. А чуть ниже расположены символы воды и два диска, на которых изображены маски бога Солнца". (Компьютерный вестник РИА-Новости "Терра Инкогнита" N 27(204) от 04.07.1997). Он словно повторил всё то же, что писал по поводу этого изображения Альберто Рус.

Гуляев в своём описании ни словом не обмолвился о том, кого может представлять изображение "молодого красавца". Зато эту тему затронул американский историк Ла Фей: "Центральная фигура - это, естественно, сам Пакаль. На плите изображено его вознесение в сонм богов через цветистую дорогу жизни. Он лежит в странной позе с подогнутой правой ногой. Великий владыка Пакаль в момент смерти попал в зубы подземного чудовища. Крест над правителем представляет собой священное дерево цейбы с корнями в аду, стволом - в жизни и кроной - в небе, где и сидит небесная птица. Это своего рода пророчество, что когда-нибудь Пакаль вознесётся в небо, и таким образом исполнится космический цикл"...

Существует ещё несколько трактовок рисунка на основе религиозно-мистического объяснения, но некоторые учёные продолжили анализ рисунка и самой мумии. Анатомические исследования последней подтвердили догадку Фея о том, что на плите изображён сам Пакаль, а не некто, его символизирующий. У человека на рисунке явно видна деформация второго пальца ноги, у мумии она такая же (по мнению врачей, от рождения.

Итальянец Пинотти и японские специалисты высказали предположение о том, что, если на плите изображён реальный человек, то и окружают его реальные предметы, а не мистические символы. Дальнейшая проработка этой версии также привела их к выводу, что на плите изображён детальный чертёж космического корабля в разрезе... К их мнению присоединился российский ученый В. Зайцев: "На рисунке, несомненно, изображён космонавт, пилотирующий реактивный аппарат для индивидуальных полётов, аппарат показан в разрезе, а в его нижней части отчётливо видна струя реактивных газов"...

Американский авиаконструктор Джон Сэндерсон заложил репродукцию рисунка на плите в компьютер и задал "команду" преобразовать плоское изображение в объёмное, и получилась кабина космического корабля с приборным пультом и двигательной установкой. Сэндерсон дополнил на изображении внешнюю обшивку ракеты, и опубликовал древний чертёж в своей обработке...

Писатель, учёный Морис Котрелл в книге «Пророчества Тутанхамона» пишет о неразрывности цепи знаний, которой были связаны цивилизации древних египтян и народа майя в астрономии и математике. Котрелл описал проведённое им исследование мозаичной нефритовой маски и предметов, найденных в саркофаге, а также численный анализ нефритовых украшений. Следуя «инструкциям», которые были «закодированы» вдоль бордюров крышки саркофага, Котрелл «разгадал шифр», используя прозрачные копии оригинального изображения, в результате чего получил возможность увидеть на крышке саркофага более сотни скрытых рисунков. Рисунки, украшающие крышку саркофага, после раскрытия секретного кода трансформировались во многие другие изображения, но главный смысл рисунка - рассказ о том, что после смерти ВластелинПакаль родится снова как Кетцалькоатль - «Пернатый змей», самый почитаемый Бог в пантеоне Майя.

Полсотни лет не утихает спор о том, кто изображён на знаменитой плите: правитель майя К’инич Ханааб Пакаль? Мифологический персонаж? Пилот космического корабля? Альтернативные историки полагают, что этот вопрос до сих пор не изучен. Кто был похоронен в Храме Надписей?

Морис Котрелл утверждает, что землю уже не раз посещали высшие существа, обучавшие человечество тайной науке и высокой духовности – полубоги, которые могли видеть прошлое, настоящее и будущее. Об этом говорится в священной книге майя – «Пополь-Вух». Древние майянские легенды рассказывают о том, что бородатый белый человек, со светлыми волосами и голубыми глазами, принёс индейцам майя высшие знания. Он открывал им тайны небес, учил законам математики и астрономии, научил их строить пирамиды и дворцы из камня, а после смерти стал утренней звездой – Венерой. Учёные утверждают, что при вычислениях майя использовали наблюдения за планетой Венера, 2340 периодов обращения Венеры (если наблюдать за ней с Земли) равняются 1 366 560 дням. (Синодический период обращения Венеры - 583,92 дней). 1250 лет назад в Паленке майя оставили нам информацию, зашифрованную в ювелирных изделиях и памятниках архитектуры. Они предсказали упадок своей цивилизации через 1 366 560 дней от начала отсчёта времени по их календарю, который вёлся с 3113 годадо н. э.

Поэт, художник, доктор философии, историк духовности Хосе Аргуэльес (духовное Имя Валум Вотан) в книге «Фактор Майя» писал: «дар майя - наука о времени, время - не пространство, а функция разума». «Во время своего 52-летнего правления (631-683 годы н.э.) Пакаль Вотан явил миру науку о четырёхмерностивремени. Миссия майя - передать человечеству знание ритма 13/20, чтобы помочь нам войти в реальное время». Хосе Аргуэльесписал, что жизнь в ритме 12/60 (12-месячный Григорианский календарь) создаёт шкалу ценности нашего времени: «время – деньги» и не сочетается с ритмами природы и космоса. Учёный предлагал перейти с системы 12 часов и 60 минут, на систему - 13 часов и 20 минут, в которой заложены основы календаря майя. Основа майянского отсчёта времени - ритм 13/20 - это число «галактических тонов творения». Календарь 13 Лун является солнечно-лунным календарём, измеряющим орбиту Земли вокруг Солнца при помощи лунных циклов продолжительностью 28 дней.

У сторонников существования палеовизитов, космическое происхождение рисунка на надгробной плите теперь не вызывает сомнений. Но до сих пор нет ответа на вопросы: почему древний земной человек, пусть даже император, изображён внутри аппарата, которого нет до сих пор у наших конструкторов? Чей это аппарат? Быть может, эти люди, как и аппарат, прилетели откуда-то издалека? И где теперь этот аппарат, не спрятан ли поблизости?


В этом разделе прозвучало столько разных версий, включая абсурдные, что так и тянет поддержать версию, наиболее близкую сердцу, а остальные отмести. Сердце всегда знает истину, и для этого не нужно быть профессиональным археологом. Достаточно лишь иметь широко распахнутые глаза, желающие смотреть во всех направлениях и разум, свободный от догм, навязанных предыдущими поколениями авторитетных слепцов. Пожалуй, будет несправедливо занять чью-то позицию, ведь наша задача подать материал так, чтобы Вы, читатели, сами решали, что для Вас является правильным, что близко Вам, а не нам. Лучше нас этот раздел закончит цитата из книги Хосе Аргуэльеса «Фактор Майя»: «…Девятиуровневый Храм Надписей – возведённый в 683 году нашей эры. В этой пирамиде есть гробница, обустроенная в 692 году – в этой гробнице покоится тело человека по имени Пакаль Вотан…. Большой камень около двенадцати футов в длину и восьми футов в ширину – это крышка гробницы. Там на этой громадной известняковой плите, высечен человек… Человек управляет космическим кораблём?! Майя спустились на Землю из космоса? Отвечаю вам: Да!».

 

Объект туризма

 

Руины Паленке довольно активно посещаются туристами. В Паленке, население которого всего около 20 тысяч человек, для туристов открыто несколько очень приличных гостиниц. Примерно в 20 км к северо-западу от города (в двух часах езды) построен аэропорт, и, хотя он может принимать пока лишь небольшие самолёты, Паленке связан регулярными рейсами с такими мексиканскими городами как Мерида и Канкун. Из Москвы удобнее лететь через Амстердам до Мехико, откуда уже придётся совершить внутренний рейс до Виллаэрмоса (исп. Villahermosa). От Виллаэрмосы до Мехико - 820 км, и здесь без самолёта не обойтись. Общее время в пути — от 20 до 35 часов. Из Виллаэрмоса, расположенного всего в 150 км от Паленке, сюда тоже летают самолеты, однако многие предпочитают проехать 2,5 часа через джунгли по вполне приличной дороге. От города до руин примерно 6 км. В течение дня каждые 10-15 минут туда и обратно курсирует маршрутное такси, которое останавливается перед самым входом в охраняемую зону. На автобусе от Сан-Кристобал-де-лас-Касаса и Кампече — 5 часов, от Мериды — 10 часов, от Канкуна — 13 часов, от Мехико — 16 часов.

От входа рукой подать до центральной площади древнего города, на которой находятся главные достопримечательности Паленке - Храм Надписей и Дворец.

Миниатюрную копию крышки саркофага можно купить в сувенирной лавке.

 

Одиннадцатый основной центр: Южная часть Мексики, Паленке,

центр андрогинного баланса

 

Паленке – самый знаменитый храмовый город древней мексиканской культуры. По многочисленным легендам, несколько человек обрело физическое бессмертие в этом месте несколько сотен лет назад. Паленке – мистический город, из которого внезапно исчезло всё население по неизвестной причине. Как и легендарный город Еноха, жители Паленке, возможно, обрели бессмертие, и ушли с Орлиным народом.

При составлении статьи использовались публикации:
1. "Паленке" (материал Википедии)
2. "Храм Надписей" (материал Википедии)
3. "Паленке - древний город майя" (автор Yuliya)
4. "Паленке" (без автора)
5. "Паленке" (без автора)
6. "Царская гробница в Паленке: легенды и факты" (автор Алексей Злыгостев)
7. "Паленке - 100 Великих Чудес Света" (без автора)
8. "Паленке" (Энциклопедия чудес, загадок и тайн)
9. "Паленке - жемчужина майя" (автор Valentina Zhitanska)
10. "Чакры Земли" (без автора)
11. "Мексика. Паленке. А был ли мальчик?" (автор Юлия)


Посмотрите короткий документальный фильм об астронавте из Паленке:




© СВОБОДА ПУТЕШЕСТВИЙ