karelia.jpgkolumbia.jpgpooserie.jpgsahara.jpgsayany.jpgudombaj.jpg

Остров Сейбл (Часть 1)

Мировой океан богат загадочными таинственными и опасными для людей местами. Это и малоизученные участки земли в безбрежных водах, и волны-убийцы, и пояс Дьявола, и коварные водовороты, и подземные вулканы, и огромные цунами. Перечислить всё многообразное коварство могучих вод просто невозможно. Не последнее место в этом печальном ряду занимает и остров Сейбл (англ. Sable Island, фр. ile de Sable). Раньше носил название Санта Круз (англ. Santa Cruz). Расположен он в Северной Атлантике, недалеко от залива Святого Лаврентия (фр. Golfe du Saint-Laurent), близ Новой Шотландии (англ. New Scotland).

Новая Шотландия — это полуостров, на котором находится одноимённая канадская провинция. До вышеназванного острова от неё всего 180 километров. Данный кусок суши находится северо-восточнее Галифакса (англ. Halifax) – столицы административного образования. Имеет он форму вытянутого полумесяца и совсем маленькие размеры. Его протяжённость составляет всего 42 км (по некоторым данным – 38.5 км), а ширина достигает 1.5 км в самом широком месте.

На протяжении почти пяти столетий название острова вселяло ужас в сердца мореплавателей, и, наконец, он снискал столь мрачную славу, что его стали называть «островом кораблекрушений», «пожирателем кораблей», «смертоносной саблей», «островом призраков», «кладбищем тысячи погибших кораблей».

До сих пор никто точно не знает, кто открыл этот злополучный кусок суши, проклятый многими поколениями мореходов. Норвежцы утверждают, что первыми наткнулись на него викинги ещё 1000 лет тому назад, задолго до Колумба ходившие океаном в Северную Америку. Эти вечные морские путешественники бороздили моря и океаны во всех направлениях. Они почтили своим вниманием и загадочный остров. Французы считают, будто первооткрывателями Сейбла были рыбаки Нормандии и Бретани, которые в самом начале XVI века уже промышляли треску и палтуса на ньюфаундлендских отмелях. Наконец, англичане, которые после французов присовокупили остров к своим некогда обширным владениям, заявляют, что остров открыли их китобои, осевшие на берегах Новой Шотландии и Ньюфаундленда.

Некоторые исследователи считают, что остров Сейбл открыл Жан де Лери (фр. Jean de Léry). Французский путешественник, который долгое время жил в Южной Америке среди индейцев. Стало быть, это начало второй половины XVI века.

Пятая группа учёных опровергает все четыре версии, и говорит, что Сейбла 500 лет назад просто не существовало! Именно пять столетий назад участок суши отделился от материка. До этого он являлся частью континентальной суши. Затем, по неизвестным пока причинам, кусок земли откололся и стал удаляться в океан. А вот на вопрос, каким образом такое возможно - пожимают плечами. Одним словом, вопрос о первооткрывателе или первооткрывателях остаётся открытым.

Большая часть современных географов и историков, впрочем, сходится во мнении, что Сейбл открыл именно Лери, совершивший в 1508 году плавание из Европы на «Землю Бретонцев» — полуостров, который позже англичане нарекли Акадией и ещё позже — Новой Шотландией. Возможно, что правы сторонники именно этой версии, утверждающие, будто мореплаватель Лери дал новому острову французское название «Sable». Ведь по-французски это означает «песок», а остров на самом деле только из песка и состоит.

Некоторые британские географы, говоря об этом, ссылаются на само название острова: первое значение слова «Sable» в английском языке — «соболь». Странно, не правда ли? Ведь соболи на этом острове никогда не водились. Может быть, дело в том, что изображение острова на карте напоминает прыгающего зверька? Некоторые этимологи склонны видеть в названии острова своего рода исторический казус. Они полагают, что ранее остров обозначался на английских картах словом «Sabre» и что какой-то картограф по ошибке заменил «R» буквой «L». Кстати говоря, «Sabre», что значит «сабля», как нельзя лучше подходит к острову, действительно похожему на ятаган. Второе значение слова «Sable» (с поэтическим оттенком) — это чёрный, мрачный, печальный, страшный — в применении к «острову кораблекрушений» тоже вполне объяснимо и логично.

 

История кораблекрушений

 

Движущийся и изменчивый Сейбл со времён древних викингов был постоянен только в одном: в своей непримиримой вражде к проходившим мимо судам.

По сохранившимся на спасательной станции острова документам, смотритель маяка Джонсон (англ. Johnson) нанёс на карту Сейбла места и даты гибели судов, начиная с 1800 года. Выяснилось, что каждые два года здесь терпели крушение в среднем три судна. А что было до 1800 года? Исторические документы — например, многочисленные тома «Летописи кораблекрушений», морские хроники и прочие источники — позволяют судить, что и в далёкие века Сейбл служил гигантским корабельным кладбищем Северной Атлантики наряду с другим «Кладбищем Атлантики» в районе мыса Хаттерас (англ. Hatteras). Здесь, под многометровой толщей песка, покоятся острогрудые челны отважных викингов, неуклюжие каракки и галеоны испанцев и португальцев, гулеты рыбаков Бретани, прочные сосновые корабли нантакетских китобоев, английские смэки, кутеры из Гуля, тяжёлые трёхмачтовые корабли Вест-Индской компании, изящные американские клиперы... И эта канувшая в Лету армада парусников придавлена тяжёлыми корпусами затонувших пароходов, плававших под флагами всех стран мира. Одни наткнулись на него, плутая в тумане и пелене дождя, других вынесло на отмели течение, а большая часть кораблей нашла здесь последнее пристанище во время штормов.

Первое «пожирание» корабля Сейблом зафиксировано в далёком 1583 году. Тогда английский корабль под названием «Восторг» (англ. Delight), входивший в экспедицию Хамфи Гилберта (англ. Humphrey Gilbert), из-за плохой видимости протаранил пески острова.

Первыми поселенцами Сейбла были потерпевшие кораблекрушение: для них этот скудный кусок суши, став причиной несчастья, служил приютом. Из обломков судов, разбросанных по кладбищу кораблей, несчастные сооружали жилища. К своему удивлению, первые робинзоны увидели в долине острова коров. Этих животных по неизвестной причине оставил француз Лери, когда впервые посетил Сейбл. Животные расплодились и одичали. Потерпевшие бедствие рыбаки могли питаться и морскими котиками, для которых здешние песчаные отмели до сих пор излюбленное лежбище. Полусолёное озеро острова изобиловало рыбой, и на его берегах гнездились морские птицы. Трагедия попавших на Сейбл моряков усугублялась тем, что им неоткуда было ждать помощи: корабли избегали подходить к страшному острову, даже когда видели над ним дым сигнальных костров. На что они могли ещё рассчитывать? На чужую трагедию? На то, что очередное обречённое судно принесёт им вместе с обломками предметы первой необходимости и — главное! — несколько фунтов поваренной соли? Да, наверное, и на это.

Иногда зарывали здесь свои клады «джентльмены удачи». Они жгли на дюнах ложные огни, чтобы заманить в ловушку корабли купцов. Сколько здесь было совершено преступлений и сколько Сейбл укрыл преступников, навсегда останется тайной.

В 1598 году Сейбл неожиданно превратился в... каторгу. Здесь высадили с французского корабля маркиза Делароша (фр. Delaroche) 48 уголовных преступников. Маркиз вообще-то намеревался основать в Новой Шотландии колонию, но после длительного шторма его корабль дал течь. Так и не добравшись до цели, Деларош повернул назад, к берегам Европы. Завидев остров, маркиз не придумал ничего другого, как высадить «лишний груз» на Сейбле, а чтобы каторжане не умерли с голоду сразу, оставил им полсотни овец. О ссыльных вспомнили лишь семь лет спустя, и король Франции подписал им помилование. Летом 1605 года посланный на Сейбл корабль доставил в Шербур (фр. Cherbourg) одиннадцать заросших, потерявших человеческий облик, одетых в овечьи шкуры людей. Остальные, не вынеся тяжких невзгод, погибли. Удивительно, но пятеро из вернувшихся на родину попросили короля: «Ваше Величество, позвольте нам вернуться на остров…». Генрих IV дал своё добро. Король приказал снабдить их всем необходимым. Так образовалась небольшая французская колония. И когда в 1635 году возвращавшийся из Коннектикута в Англию корабль потерпел на Сейбле крушение, его экипаж был спасён и доставлен на американский материк этими французскими робинзонами.

Шли годы. До Европы всё чаще стали доходить вести о кораблекрушениях возле острова Сейбл. Мореплаватели требовали у своих правительств постройки на острове маяка и спасательной станции. Но ни Франция, владевшая в то время Сейблом и потерявшая здесь в 1746 году два корабля экспедиции Д'Анвиля (фр. d'Anville), ни Англия — «владычица морей», ни Голландия не захотели возиться со столь крошечной территорией. Если бы не случай...

В начале 1800 года у рыбаков, обитавших на берегах Новой Шотландии, английские власти обнаружили неположенные ценности: золотые монеты, украшения, географические карты с гербом герцога Йоркского, книги из его личной библиотеки и даже мебель с тем же гербом. Простодушные рыбаки называли эти вещи «штуками с Сейбла». Оказалось, что они получали их в обмен на рыбу у поселенцев острова. Это насторожило англичан. К тому же из Новой Шотландии в Лондон не пришёл корабль «Фрэнсис» (англ. Francis), а ведь на нём перевозились личные вещи герцога Йоркского!

Английское адмиралтейство пришло к выводу, что после гибели «Фрэнсиса» находившийся на его борту экипаж благополучно добрался до Сейбла, но был перебит робинзонами. И вот на остров снарядили карательную экспедицию, поселенцам учинили допрос. Однако выяснилось, что людей с погибшего корабля никто не убивал. Все они исчезли в морской пучине, а островитяне были не в состоянии помочь им, ибо у них не имелось в наличии даже спасательной шлюпки.

Не прошло и года, как в зыбучих песках Сейбла погиб английский корабль «Принцесса Амелия» (англ. Princess Amelia). Из более чем двухсот человек не спасся никто. Подошедший на помощь другой английский корабль опять-таки завяз в песках острова, и все, кто на нём находился, также погибли. Три потерянных на Сейбле корабля и решили дело: англичане, наконец, вознамерились поставить на опасном острове маяк и создать спасательную станцию. Её служителям вменялось в обязанность оказывать помощь потерпевшим кораблекрушение и спасать имущество от морских грабителей. А в самой Англии в это время были вывешены объявления, под страхом смерти запрещавшие кому бы то ни было, кроме спасателей, селиться на острове без правительственного разрешения.

То, что в 1802 году носило громкое название «спасательная станция», представляло собой крепко сбитый сарай метрах в полутораста от берега. В нём на деревянных полозьях покоился обычный китобойный вельбот. Рядом — конюшня. Нет, скакунов сюда специально не привозили. Лошади обитали здесь с давних времён, хотя никто толком не знает, откуда они появились на Сейбле. Согласно одной версии это потомки кавалерийских лошадей, которые приплыли на остров с некоего французского корабля, погибшего когда-то на отмелях. По другой версии, их привёз на остров Томас Хэнкок (англ. Thomas Hancock) — дядя знаменитого Джона Хэнкока (англ. John Hancock), известного американского патриота времён войны за независимость. Лошади Сейбла скорее напоминают крупных пони. Они очень выносливы, живут табуном, питаются осокой, диким горохом и какими-то цветами, которые растут только на Сейбле.

Ежедневно четыре спасателя верхом объезжали остров вдоль полосы прибоя, следуя парами навстречу друг другу. Они искали в тумане паруса, смотрели, не выбросил ли океан обломки корабля. Вот замечено гибнущее близ острова судно... Дозорные галопом мчатся к сараю и бьют тревогу. Дежурные гребцы впрягают в упряжку четырёх пони, те волоком тащат вельбот к воде. Искусно преодолев первые три волны прибоя, гребцы устремляются туда, где терпит бедствие корабль. Тем временем остальные спасатели, включая смотрителя маяка, уже скачут к месту происшествия по суше. Потом с гибнущего корабля перебрасывают на остров канат: только так можно было вырвать из пасти Сейбла попавших в беду людей.

В современных лоциях сохраняется немаловажное примечание: «Если судно окажется на мели близ острова Сейбл, команде следует оставаться на борту до тех пор, пока спасательная станция не окажет помощь. Практика показывает, что все попытки спастись на шлюпках судна неизменно оканчивались человеческими жертвами».

Зарегистрировано всего восемь случаев, когда судам удалось выбраться из цепких объятий острова и избежать гибели. Английский трёхмачтовик «Миртл» (англ. Myrtle), отличавшийся очень прочной постройкой, был найден осенью 1840 года близ Азорских островов без всяких признаков команды. Расследование показало, что «Миртл» в январе того же года был выброшен штормом на отмели Сейбла. Команда, видимо, погибла при попытке высадиться на берег. Два месяца корабль оставался в плену песков, пока очередной шторм не стащил его с мели на чистую воду. Этот «Летучий голландец» проплавал в океане несколько месяцев, пока не оказался около Азорских островов.

Американская рыболовная шхуна «Арно» (англ. Arno) под командованием капитана Хиггинса (англ. Higgins) промышляла близ острова в 1846 году. Шквал, неожиданно налетевший ночью, сорвал большую часть парусов и едва не опрокинул судно. На рассвете капитан понял, что течение и ветер занесли «Арно» на отмели Сейбла. Надежда оставалась только на якоря. Их отдали, вытравив с каждого клюза по 100 саженей каната. К полудню норд-вест перешёл в девятибалльный шторм. Океан кипел над отмелями, как вода в котле. Шхуну несло к смертоносным бурунам. Хиггиис, не рассчитывая на зоркость и бдительность спасателей Сейбла, решил испытать судьбу. Чтобы на судне не возникла паника, он запер команду в трюме. Двух бывалых матросов поставил на баке у каждого борта и, чтобы их не смыло волной, привязал к поручням. Сам вцепился в штурвал. Шхуна с невероятной быстротой неслась к берегу. Привязанные матросы лили из бочонков в воду рыбий жир. Ветер гнал его перед носом судна в сторону острова. Этот древний и надёжный способ сглаживать жиром, ворванью или нефтью гребни волн нередко и ныне применяют моряки, когда нужно сбить волнение. Буруны перебросили шхуну через песчаный бар острова, и она очутилась в безопасности, у подножия окатываемых прибоем дюн. Хотя все люди спаслись, шхуна погибла — на следующий день её разбил шторм, и обломки «Арно» скрылись в песчаном чреве Сейбла. И это был единственный случай, когда команде не понадобилась помощь островитян.

С 1867 года остров Сейбл стал частью Канады. За 5 лет канадцы построили два маяка (восточный и западный).

Самым, пожалуй, драматическим кораблекрушением у Сейбла была гибель американского пассажирского парохода «Штат Вирджиния» (англ. Virginia State) 15 июля 1879 года. Этот пароход регистровой вместимостью 2500 тонн, длиной 110 метров шёл из Нью-Йорка в Глазго, имея на борту 129 пассажиров и команду. Во время густого тумана пароход оказался на отмели с южной стороны острова. 120 пассажиров и команда были спасены островной службой. К именам самой маленькой спасённой девочки счастливые родители добавили четвертое, и получилось Нелли Сейбл Багли Хорд.

Что же касается людей, то они поселились на песчаном грунте ещё в конце XIX века. Это были не переселенцы, а государственные служащие. Частые кораблекрушения заставили англичан, которые в это время уже владели островом после французов, построить на нём маяк. То есть служащие представляли собой обслугу этого маяка, а также считались спасательной командой.

В середине XIX века на острове построили новое здание станции, деревянный вельбот заменили железным. В 1893 году возвели ещё более солидное помещение для спасателей, но сильный шторм за одну ночь разрушил его до основания.

С маяками на Сейбле дело обстояло значительно хуже. Поначалу деревянное строение единственной маячной башни возвышалось в средней части острова. В 1873 году, когда, несмотря на многочисленные ремонты, башня окончательно обветшала, маяк заменили двумя новыми — металлическими, ажурной конструкции. Восточный маяк благополучно прослужил около ста лет, а вот западный пришлось менять неоднократно: ненасытный Сейбл «проглотил»... шесть своих маяков!

Известный американский учёный Александр Грэм Белл (англ. Alexander Graham Bell) поспешил на помощь французскому пароходу «Ла Бургонь» (фр. La Bourgogne), терпевшему бедствие 4 июля 1898 года близ Сейбла. Учёный был уверен, что часть людей с парохода добралась до Сейбла, ожидает там помощи. Белл на свои личные деньги организовал спасательную экспедицию, прибыл на остров и тщательно его обследовал. Увы, спасшихся после катастрофы там не оказалось. В ожидании парохода Белл прожил на острове несколько недель, поселившись в доме смотрителя маяка Бутилье (фр. Boutilier) и спасателя Смолкомба (англ. Smallcombe). В июле 1898 года Белл писал: «Барк «Крафтон Холл» сел на мель в апреле этого года. Великолепное судно казалось невредимым, если не считать, что его корпус в середине треснул. Сегодня пески поглотили жертву полностью».

В «новейшей» истории ненасытного чрева особо скорбным был 1926 год. В августе этого года у Сейбла в один день погибли две американские шхуны — «Сильвиа Мошер» (англ. Sylvia Mosher) и «Сэди Никл» (англ. Sady Nickle). Первая опрокинулась на отмели, экипаж её погиб. Вторую волны перебросили через косу острова с одного края на другой, где она также опрокинулась и была позже занесена песком. В годовое меню Сейбла, помимо других шхун, попали два парохода: канадский «Лабрадор» (англ. Labrador) и английский «Гарольд Каспер» (англ. Harold Casper).

Последней же катастрофой принято считать кораблекрушение в 1947 году: пароход «Манассет» (англ. Manhasset) не смог избежать столкновения с островом. Весь экипаж был спасён. Однако удалось найти информацию, согласно которой в 1999 году с песками живого острова встретилась яхта «Мерримак» (англ. Merrimac), дали сбой навигационные приборы. Экипаж из трёх человек не пострадал. Судьба яхты неизвестна.

История о римлянах на острове берёт своё начало в конце 30-х годов прошлого столетия. Перед началом Второй мировой войны по миру разнеслась сенсация. Весной, возле Сейбла несколько дней подряд бушевала непогода, шторма были необычно сильными даже для этих мест. Гигантские волны буквально «брили» остров, снимая с него шары песка. Неизвестно, сколько сотен тонн смыло с берегов. На острове образовалась огромной глубины яма. Всё походило на то, что само море решило приоткрыть завесу тайны, которая окутывает этот остров невезения. Когда океан вдоволь наигрался, на остров прибыла научная экспедиция. Она обнаружила эту яму, в которой находилось восемь кораблей, что в разные времена были погребены в песках Сейбла. Под обломками шхуны «Святая Луиза» (англ. St. Louise) был обнаружен остов римской античной галеры! И это в какой-то сотне миль от побережья Канады?! Удивлению исследователей не было края. В научных кругах велись дебаты, откуда здесь могла появиться галера времён античности. Точку в спорах поставил океан. Пока учёные спорили, как же это могло произойти, разразился жуткий шторм, который бушевал несколько дней. После того как шторм утих, приоткрывшаяся гробница кораблей была занесена тоннами грязного сырого песка, намытого волнами. Вопрос остаётся открытым по сегодняшний день…

Если Вы хотите в деталях познакомиться с историей острова Сейбл, советуем почитать такие книги, как:

1. «Sable Island: its History and Phenomena», George Petterson - «Остров Сейбл: его история и явления» (1894, Джордж Петтерсон);

2. «Sable Island, Fatal and Fertile Crescent» (1974) - «Остров Сейбл, фатальный и плодородный полумесяц» и

3. «Sable Island Shipwrecks: Disaster and Survival at the North Atlantic Graveyard», Lyall Campbell – «Крушения на острове Сейбл: катастрофы и выживание на кладбище Северной Атлантики» (1994, Лайал Кэмпбелл);

4. «Dune Adrift: The Strange Origins and Curious History of Sable Island», Mark de Villers – «По воле дюн: странное происхождение и любопытная история острова Сейбл» (2004, Марк де Виллерс).

 

Особенности острова

 

Сейбл расположен близ материковой отмели — как раз в том районе, где тёплый Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением Арктики, порождающим водовороты, поэтому над островком месяцами висит плотный туман и нередко штормит. Именно это обстоятельство и привело к образованию здесь гигантской песчаной серповидной насыпи, которая когда-то простиралась до мыса Код (англ. Cape Cod). Геологи считают, что Сейбл — не что иное, как выступившая из-под воды вершина этого серпа.

Преобладающий рельеф — дюны и песчаные холмы. Местами встречаются участки травянистой растительности. Самая высокая «гора» здесь — холм Риггин-Хилл (англ. Riggin hill), высотой 34 метра. В чётырех милях от западной оконечности острова расположено полусолёное озеро Уоллас (англ. Wallace) не более четырёх метров глубиной. Хотя оно не сообщается с океаном, волны всё же попадают в него, перекатываясь через дюны.

Ещё в начале XX века учёные установили, что западная оконечность острова постоянно подвергается воздействию сильного морского течения. Поэтому гонимые ветром волны мощными монотонными ударами, не прекращающимися ни на минуту неизвестно, сколько тысяч лет, методично размывают берега. Зато на восточной оконечности острова всё происходит с точностью до наоборот: там, словно живая ткань, постоянно растут новые и новые песчаные наносы, которым, казалось бы, по логике вещей и законам физики просто неоткуда взяться. Но они растут!

Самое любопытное, что в результате этих процессов, суть которых остаётся для учёных загадкой, длина «гробницы Атлантики» на протяжении сотен лет практически не меняется! Но сам остров, подобно жадно высунутому гигантскому языку или страшному песчаному слизняку, медленно, но верно, словно имея заранее определённую чёткую цель, постоянно движется в восточном направлении. Как удалось выяснить исследователям, за последние 200 лет остров тихо и незаметно «прополз» по беспокойным просторам океана более 10 морских миль (около 20 км)! Средняя скорость продвижения острова составляет примерно 230 метров в год!

Что же удивило учёных? Дело в том, что любой остров - это вершина подводной горы. Сама же гора находится на одной из гигантских тектонических плит, из которых, как из кусков мозаики, состоит вся наша планета. Не исключение и остров Сейбл. Значит, этот остров должен «дрейфовать» с такой же скоростью, с какой двигается тектоническая плита, на которой он стоит. Но, скорость её движения — несколько миллиметров в год (иногда чуть больше).

Местонахождение и размеры острова, нанесённые на карты, очень быстро устаревают. Если на французских, английских и итальянских картах XVI века длина острова варьируется от 150 до 200 миль (278-370 км), а уже в 1633 году голландский географ Иоганн Ласт (нем. Johann Last), описывая Сейбл, сообщает: «...остров имеет в окружности около сорока миль, море здесь бурно и мелководно, гаваней нет, остров получил дурную славу как место постоянных кораблекрушений».

По последним данным Сейбл представляет собой длинную отмель длиной 24, шириной – менее 1 мили (44 х 1,5 км), вытянутую с востока на запад. Остров движется в сторону большей глубины и в XIX веке географы даже пророчили ему полное исчезновение. Но ничего подобного не случилось, и за последний век он даже увеличился в размерах на 2 мили! Более того, движение продолжается. Кто знает, может когда-то Сейбл и до Португалии доберётся?! Он противоречит законам геологии. Все геологи чешут голову, когда их спрашивают о «живом острове».

Конечно, учёные высаживали на острове свои хитромудрые экспедиции, но как только начинали копать – вода моментально заполняла ямы. Откуда она бралась в самом центре острова - загадка! Как ни укрепляли стенки ям, песок неумолимо осыпался, и всё приходилось начинать сначала. Да и просто невозможно было постоянно доставлять на проклятый остров новый крепёжный материал. А откачивать из ям воду помпами, это всё равно, что пытаться вычерпать океан чайной ложечкой. Нет, загадочный Сейбл прекрасно умеет хранить свои тайны и ненавязчиво, зато твёрдо даёт понять - он совершенно не намерен терпеть любые попытки проникнуть в то, что ему доверено. Вот только никто не знает, кем доверено и почему?

Удивителен ещё тот факт, что высота острова над уровнем моря ничуть не меняется и является очень незначительной. Сейбл абсолютно незаметен для мимо идущих кораблей, особенно при волнах. Это загадочное и непонятное природное явление. Клочок суши, с его минимальной высотой, быстрым перемещением, постоянными туманами, как будто созданный на погибель мореплавателям, снискал себе довольно мрачную славу, распространившуюся по всем океанам, морям и портам мира. Это совсем не полный набор всех «прелестей».

Самое страшное для кораблей около Сейбла – это «трясина океана», зыбучие пески отмелей. У зыбучих песков Сейбла есть коварное свойство – они затягивают в себя любой попавший на мель или выбросившийся на берег корабль за 2-3 месяца. Попавшее в роковые объятия судно вначале погружалось в зыбучую почву медленно. Остров как бы пробовал на вкус новый объект и не торопился его проглотить. Но с каждым днём процесс погружения убыстрялся. Уже через пару недель корабль огромных размеров наполовину оказывался скрытым в песке. Ещё 10 дней, и оставшаяся часть корпуса уходила в песчаную почву. Через полтора месяца от лайнера не оставалось никаких следов. Точно известно, что Сейбл поглотил пароход длиной более 100 метров и водоизмещением в 5000 тонн в течение 2-3 месяцев.

Сколько сотен судов нашли гибель на берегах этого небольшого участка суши – до сих пор их число не известно. Для многих Сейбл был последним, что они видели в жизни. Некоторым счастливчикам удавалось выжить и какое-то время они жили на острове. А вот у севших на мель кораблей судьба была едина.

Впрочем, потерпевшие кораблекрушение возле зыбких песчаных берегов чувствовали себя на ней вполне вольготно. Озёра с пресной водой, какая-никакая растительность, останки корпусов кораблей – всё это давало людям возможность хоть как-то устроить свой временный быт. Пищей же служили морские котики. Их колонии испокон веков селились на острове. Правда после окончания брачного периода эти ушастые тюлени уплывали в море и отсутствовали целых 6 месяцев. Это, несомненно, сказывалось на состоянии людей, если они попадали на остров, когда на нём не было никакой живности.

При составлении статьи использованы публикации:
1. "Сейбл" (материал Википедии)
2. "Ненасытное чрево острова Сейбл" (автор Лев Скрягин)
3. "Остров Сейбл: тайны, история, и легенды кладбища Атлантики" (автор Sorus Nomad)
4. "Блуждающий остров Сейбл. Остров невезения" (автор admin)
5. "Остров Сейбл" (материал сайта Тайны, загадки, факты)
6. "Остров Сейбл - загадка геологии" (материал Геологического клуба)
7. "Остров Сейбл (коварный, кочующий остров)" (автор Virginiya100)

Виртуальное путешествие по острову Сейбл:

© СВОБОДА ПУТЕШЕСТВИЙ